Жанровые модификации романа Мирослава Дочинца «Вечник»

Аннотация

Целью статьи является обзор жанровых особенностей романа М. Дочинца «Вечник». Это обусловлено тем, что на сегодняшний день большинство произведений является синтетическим соединением жанровых матриц и получают определение обобщенным термином «роман» по традиции, будучи скорее образцами «романного мышления». Поэтому следует выработать матрицу анализа художественного текста с позиций жанровых признаков и в их синтетическом сочетании, что стало возможным в этой статье благодаря использованию в единстве историко-литературного, биографического методов, критического анализа источников и тому подобное.

Доказано, что в произведении ярко представлены признаки притчи и робинзонады. Такие особенности притчи, как аллегоричность образов, философский и поучительный характер повествования, наличие героя, который является носителем дидактического начала, ориентация на духовность, присущи и роману «Вечник», а именно тем его частям, которые выделены в тексте курсивом. При этом отмечено, что морализаторские сентенции является имманентными, естественными в этом романе и раскрывают глубокий философский смысл существования личности.

Выявлено, что с робинзонадой произведение объединяет особый приключенческий сюжет, специфика нарратива от первого лица и глубокая вера в несокрушимость духа и победу разума человека. Образ главного героя романа Андрея Ворона представлен в динамике, как изменяющийся на протяжении всех испытаний, набирается жизненной мудрости, учится существовать в лоне природы. Последняя возникает не только фоном для событий произведения, но и одним из главных образов в тексте.

Кроме того, стержневым компонентом произведения выступает исповедальный характер повествования, тем более – автор собственноручно дал подзаголовок своему роману «Исповедь на перевале духа». Однако жанровые признаки исповеди как такие выражены нечетко, это скорее интонирования, что создает эффект правдоподобия истории Андрея Ворона, приведенной в книге писателем, вызывает доверие к его дидактическим сентенциям. Наличие жанровых признаков исповеди, а также философского романа, художественной биографии, книга-советчика и др. позволяют причислять его как к художественным текстам, так и к литературе non-fiction.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2019-08-20
Раздел
Секция 1