ВИЗУАЛИЗАЦИЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ СУБЪЕКТА В ГЛУБИННОМ ПОЗНАНИИ ПСИХИКИ
Анотація
Яценко Т.С. Визуализация самопрезентации субъекта в глубинном познании психики. В статье автор доказывает, что познание психического как функциональной системы порождает необходимость ее перекодирования в сферу осязаемой визуализированной реальности, доступной познанию по законам сознательной сферы. В вопросах понимания перекодирования информации автор опирается на работы многих исследований (Н.П.Бехтерева, К.Прибрам и др.), но более всего на работы П.К.Анохина, который показал, каким образом функциональные системы действуют независимо друг от друга и, в то же время, слаженно друг с другом в контексте информационной осведомленности. Многолетняя практика осуществления процессуальной диагностики в диалогическом взаимодействии с респондентом, приобрела свет семантического порядка путем введения категории «информационный эквивалент», трансцендентность которого обеспечивает независимость познания от характера метафоричной символизации психического. Передача информации исходного объекта может осуществиться в самых разных формах кодирования (к примеру, вербальные, невербальные) при сохранности, инвариантности информационных эквивалентов. Процесс передачи информации происходит в каждом звене, включая «волнообразность» диалогического взаимодействия.
Содержание статьи доказывает, что познание неосознаваемых, симультанно свернутых смыслов, имплицитно присущих материализованным самопрезентантам, требует их «оживления» в диалогическом взаимодействии с респондентом.
Понимание субъектом сущности своей личностной проблемы созвучно осознанию стабилизированного внутреннего противоречия, разрешение которого требует профессиональной помощи от психолога. Психодинамическая теория открывает перспективы самых оптимальных и адекватных путей оказания помощи субъекту с использованием опредмеченных средств, подобно нити Ариадны.
Ключевые слова: сознание, бессознательное, психологическая защита, материализованный презентант психики, информационный эквивалент, архетип.
Литература
Андрущенко В.П. Философско-психологические проблемы методологии познания психики / В.П.Андрущенко, Т.С.Яценко // Науковий часопис НПУ імені М.П.Драгоманова: зб. наук. праць. – К., 2012. – № 36 (60). – С.7-20. – (Серія № 12. Психологія).
Анохин П.К. Системная организация физиологических функций. – М.: Медицина, 1969.
Выготский Л.С. Сознание как проблема психологии поведения // Психология и марксизм / Л.С.Выготский; под ред. К. Н. Корнилова. – Л., 1925.
Зубалій Н.П. Діалогічне спілкування як психологічна умова формування позитивного ставлення практичних психологів до навчання
Н.П.Зубалій // Актуальні проблеми практичної психології. – К.: НПУ ім. М.П.Драгоманова, 2012. – 361 с.
Концептуальні засади і методика глибинної психокорекції: Підготовка психолога-практика: навч. посіб. / [Т.С.Яценко, Б.Б.Іваненко, С.М.Аврамченко]. – К.: Вища школа, 2008. – 342 с.
Прибрам К. Языки мозга / К.Прибрам; под ред. А.Р.Лурия. – М.: Прогресс, 1975. – 464 с.
Философия: энциклопедический словарь / под ред. А.А.Ивина. – М.: Гардарики, 2006. – 1072 с.
Юм Д. Трактат о человеческой природе. Сочинения в 2-х томах / Д.Юм. – М.: Мысль, 1965. – Т. 1. – 847 с.
Яценко Т.С. Основи глибинної психокорекції: феноменологія, теорія і практика: навчальний посібник / Т.С.Яценко. – К.: Вища шк., 2006. – 382 с.
Яценко Т.С. Теорія і практика групової психокорекції: активне соціально-психологічне навчання: навчальний посібник / Т.С.Яценко. – К.: Вища шк., 2006. – 382 с.