Оппозиция «свой / чужой» как пространственная доминанта малой прозы О. Деркачевой

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению пространственной оппозиции «свой / чужой» как поетикальной доминанты авторского стиля О. Деркачевой с позиции функционирования в малой прозе писательницы. Новеллы и рассказы О. Деркачевой органично вписываются в канон современного искусства слова малых прозаических форм, особенно в контексте «женской» прозы, поэтому ее анализ дает пути понимания тенденций развития литературы начала XXI в., в частности ее философских аспектов. Поэтому целесообразным стало использование в сочетании, прежде всего, междисциплинарного и культурно-исторического методов.

Определено, что О. Деркачева изображает противоположные мировоззренческие позиции (мужские / женские, детские / взрослые, влюбленные / разочарованы, счастливые / преданные и др.), бытийные принципы и жизненные пути. Маркировка хронотопа предполагает осмысление таких его аспектов, как цветовая гамма, звуковое наполнение и вкусовые характеристики.

Доказано, что исходной точкой развития хронотопа есть «своя» бытийная сфера, сформирована ценностными ориентирами героев, душевно близкими им топосами страны, города, дома или рабочего места, где они чувствуют себя счастливыми. Символично маркированным является «чужое» пространство, часто соотносится с понятием маскулинности или обозначен отсутствием любимого мужчины.

Сделан вывод, что О. Деркачева часто обращается к авторским вариациям семантической парадигмы оппозиции «свой / чужой». Ключевыми персонажами произведений писательницы есть женщины, поэтому типично «своей» становится сфера, окружающая каждую из них, зато признаки «чужой» приобретает пространство, в котором существуют мужчины.

Проза писательницы реализует основные тенденции развития украинской женской прозы нач. XXI в. и благодаря формально-содержательным экспериментам автора занимает достойное место в современном литературном процессе.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2019-08-20
Раздел
Секция 1