Историко-искусствоведческий аспект Каменной Могилы для проектов географического дизайна и философии педагогики
Аннотация
В статье рассматривается вопрос мировоззренческой, искусствоведческой и культурологической сущности древних изображений Каменной Могилы – петроглифов, которые выступают за художественный образ и символьную идеографическую письменность. Исследования ученых показало, что тематика первобытных изображений со временем обогащалась, приобретала новые значения, вследствии усовершенствования и развития человеческого мировосприятия, последующего воспроизведения и передачи информации художественными образами и символами, такими графическими средствами, как точка, линия, пятно (плоскостная форма).В процессе развития изображения приобретают принципы условности и схематизации. В петроглифах Каменной Могилы прослеживается филогенез изображений от тонального пятна до графической схемы (графических знаков, идеограмм). Графические средства изображения постоянно видоизменялись вместе с эволюционным развитием мышления и осознанием действительности. Имела место не только художественная культура, но и символьная идеографическая письменность. Подражание древних образцов искусства раскрывает воображение, воспитывает понимание мировосприятия с помощью художественных образов и развивает творческий потенциал. Наблюдается взаимопроникновение и единство самого замысла и графических средств его фиксации, что в дальнейшем послужит для дизайн-проекта содержанием и формой.
История и культура выступает основой духовного совершенствования нации. Отсутствие традиционной культуры в современном обществе приводит к его духовной деградации и падению нравственности. Просветительская деятельность педагога направлена на воспитание рационально организованного общества: неизменной человеческой природы, самовыражения в искусстве, гармоничного существования в природной среде, стремления к познанию окружающего мира и родных украинских традиций.
Ключевые слова: искусство, история и культура, Каменная Могила, географический дизайн.