Стратегические подходы к исследовательской самокритичной деятельности как условие формирования профессионального мышления музыканта

  • Галина Нагорная Одесская национальная музыкальная академия им. А. В. Неждановой

Аннотация

В статье рассматривается проблема организации самокритичной деятельности музыканта в условиях современной системы высшего музыкального образования в Украине.

В основу методологии музыкального образования положено исследование формирования профессионального мышления у будущих музыкантов, а также множества отношений целостного процесса развития музыкального искусства, неповторимых и постоянно изменяющихся.

Исходя из такой установки, требовалась разработка рационально-творческого подхода к этому образованию, которая была осуществлена по нескольким направлениям. Прежде всего, исследование как методологическая основа музыкального образования актуализировало процесс становления и развития профессионального мышления музыканта. С другой стороны, самокритичная деятельность студентов, наполняясь исследовательским контекстом, обеспечивала достижение рационального творчества. Исследование обусловило внедрение рационально-творческого подхода, и на его основе – системного, критериально-ценностного и личностно-деятельностного подходов к рассмотрению профессионального мышления музыканта, а также явлений и процессов развития музыкального искусства.

Анализ и обобщение результатов проведенного эксперимента позволили вывести закономерности формирования профессионального мышления у музыкантов в ходе включения их в самокритическую деятельность по нахождению и творческому созданию системы отношений между предметами музыкально-теоретического исследования. Чем яснее, четче и осознаннее была ценностно-методологическая стратегия исследования объектов, субъектов, фактов, явлений и обстоятельств развития музыкального искусства в их сложности (через творческое создание отношений «части-целое» и «средства-цель»), тем активнее осуществлялся процесс самоуправления формированием обобщенных умственных действий, направленных на становление и развитие профессионального мышления будущих музыкантов в его критическом и творческом видах. Чем интенсивнее происходило самоуправление формированием критического и творческого мышления студентов, тем глубже они раскрывали ценностный смысл самокритичной деятельности по изучению предметов музыкально-теоретического исследования, что обеспечило достижение профессиональной разумности личности как цели их подготовки в процессе получения высшего музыкального образования.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2020-11-29