Теоретико-методические основы личностно-профессионального развития учителя (на основе Концепции Новой украинской школы)
Аннотация
В статье раскрыты теоретико-методические основы личностно-профессионального развития учителя (на основе Концепции Новой украинской школы). Определены недостатки в организации обучения естественным дисциплинам, рассмотрены основные подходы к формированию исследовательских умений студентов как будущих учителей биологии и географии, а именно: компетентностный и«обучение через исследования». Научно ориентированное обучение в вузе является перспективным направлением развития образования и формирования будущего компетентного специалиста, поэтому дальнейшую деятельность по разработке обозначенной проблемы целесообразно осуществлять в направлении конструирования программно-методического обеспечения соответствующего типа обучения. При планировании уроков биологии и формировании специальных и общеобразовательных биологических понятий у учащихся следует учитывать психологические основы построения урока в связи с тем, что процесс познания состоит из нескольких этапов(ощущения, восприятия, представления, формирование понятий и оперирования понятиями), которые обусловливают этапы урока усвоения новых знаний и умений и формируют компетентности. Определено, что профессионализм учителя формируется с учетом следующих направлений: 1) личностно-ориентированное направление профессиональной подготовки– теоретическая и научная осведомленность учителя, креативность, интеллектуальные и операционные черты индивидуальности, эмоциональность; 2) методологический уровень подготовки учителя к реализации Концепции Новой украинской школы; 3) профессионализм учителя в педагогическом процессе(компетентность, принятие решений, гностические умения, навыки, действия); 4) создание учителем гармоничного образовательного пространства в учебном процессе; 5) психодинамика учителя (интенсивность переживаний, быстрота их смены, нагрузки и трудности в профессии); 6) интегральные характеристики личности учителя (креативность как творческий потенциал, самосознание, индивидуальный стиль работы).