Роль иноязычного образования в формировании межкультурной толерантности личности
Аннотация
Статья посвящена теоретическим основам и практическим аспектам формирования межкультурной толерантности личности в процессе изучения иностранных языков. На основе анализа научных источников раскрыто значение и сформулированы основные признаки и составляющие межкультурной толерантности, на которой базируется успешная межкультурная коммуникация. Определены характерные черты личности, толерантно осуществляющей межкультурную коммуникацию: гуманность, рефлексивность, свободолюбие, ответственность, гибкость, уверенность в себе, самообладание, вариативность, перцептивность, эмпатийность, чувство юмора. В соответствии с целью поликультурного образования – формирование планетарного мышления через осознание себя частью этноса и культуры, которые являются составляющими человечества, – выделено области исследования иноязычного образования, основанные на идее взаимосвязи языка и культуры и важные с позиций межкультурной коммуникации, а именно: лингвострановедение, этнолингвистика, лингвокультурология. Определены основные задачи иноязычного образования, предусматривающие формирование межкультурной толерантности, которая является залогом успешности международного общения: развитие аксиологических установок личности, обогащения универсальными и национально-специфическими ценностями своей и других культур; расширение границ понимания феноменов человеческой жизни, полифоничность мировоззрения, основанного на гармонии знаний, чувств, творческих действий; расширение коммуникативного диапазона личности за счет взаимодействия с представителями других культур.