Философы и педагоги-классики об ответственности и ответственном отношении к родительству
Аннотация
В статье проанализтрованы взгляды философов (Е. Роттердамский, Ж. – Ж. Руссо) и педагогов-классиков (Я. Коменский, И. Песталоцци, А. Макаренко, В. Сухомлинский, М. Стельмахович) на проблему формирования ответственности и ответственного отношения к родительству у студенческой молодежи. Отмечено, что актуальность этой проблемы обусловлена тем, что семья перестает быть той средой, которая воспитывает ребенка, а молодежь ограничивает подготовку к будущей семейной жизни решением материальных вопросов и мало внимания уделяет ответственному отношению к будущему родительству. В процессе научного поиска были использованы такие методы исследования, как: анализ, синтез, обобщение и систематизация. Понятие «ответственность» рассматривается в статье как максимальное выражение субъектной позиции личности в деятельности; добровольное взятие на себя гарантий обеспечения условий ее осуществления, гарантий ее результатов и готовность отвечать за любые последствия. Под ответственным отношением студентов к родительству понимается устойчивое внутреннее качество личности (как элемент сознания), основанное на осознании личностью собственного жизненного выбора и готовности самостоятельно решать задачи, связанные с будущей семейной жизнью, планированием семьи, рождением и воспитанием детей. Оно также отражает принятие системы собственной ответственной зависимости от членов своей семьи и общества. Подчеркнуто, что и философы, и педагоги-классики акцентировали на необходимости формирования у молодежи ответственности как личностного качества и ответственного отношения к родительству как личностной ценности