Подготовка компетентного специалиста к формированию речевой личности ребенка с нарушением речи
Аннотация
В статье представлен опыт подготовки в Бердянском государственном педагогическом университете будущих логопедов по специальности «Специальное образование». С целью повышения результативности образовательного процесса, направленного на подготовку компетентного специалиста, способного к формированию речевой личности ребенка с нарушениями речи, в вузе внедрена система эффективных мероприятий. Актуализировано значение коммуникативных, конструктивных, организаторских умений, личностных качеств, профессиональных знаний, коммуникативной культуры, знаний невербальных средств общения, правил этикета, культуры общения для повышения эффективности образовательного процесса в высшем учебном заведении. Представлена студентоцетрированная система подготовки компетентных специалистов к формированию речевой личности ребенка с нарушением речи, которая удачно сочетает обучение, исследования, неформальное образование с формированием у соискателей высшего образования мягких и твердых навыков, с соблюдением принципов академической свободы и академической добродетели. Подчеркнута важность и необходимость дальнейшего изучения очерченой проблемы, поскольку для формирования речевой личности ребенка с нарушениями речи обществу нужны специалисты нового формата. Они должны обладать системными научными знаниями, касающимися проблем речевых нарушений; уметь грамотно создать образовательную речевую среду; быть способными к разработке и внедрению новых программ и методов организации и обеспечения специального образования на гуманистических началах в работе с детьми с нарушениями речи и их семьями, а также к налаживанию эффективного взаимодействия со всеми участниками коррекционного образовательного процесса; обладать общекультурными, профессиональными компетентностями.