Педагогические условия нравственного воспитания учащихся начальных школ Украины во второй половине ХХ – начале ХХІ века: историография проблемы
Аннотация
В статье освещен процесс становления нравственного воспитания учащихся начальных школ Украины во второй половине ХХ – начале ХХІ века. Раскрыты понятия «педагогические условия», «нравственное воспитание». Все научные источники разделены на направления: историко-педагогические исследования (рассматривают направления воспитания в настоящее время) и теоретические наработки (освещается специфика деятельности). Доказано, что среди методов, которые используют историки педагогики, особое место занимает историографический анализ. Выяснена роль начальной школы в нравственном воспитании учащихся. Выделены основные составляющие нравственного воспитания: теоретико-методологические основы осуществления нравственного воспитания, цели и задачи, педагогические условия и пути реализации, субъекты взаимодействия и воспитательного воздействия, содержание, методы и формы, критерии воспитанности. Определены педагогические условия для успешного формирования нравственных норм и принципов. Показано, что понятие «педагогические условия» активно используется в широком спектре исследований и представляет собой совокупность процессов и действий, которые необходимы для получения соответствующего результата. Для совершенствования системы воспитания на каждом этапе развития личности важно учитывать все особенности и создавать необходимые педагогические условия, способствующие становлению морально устойчивой развитой личности. Акцентировано внимание на том, что успешно воспитывать можно только в партнерстве взрослого и ребенка. В статье также раскрыта сущность нравственного воспитания на современном этапе в условиях Новой украинской школы. Доказано, что для реализации задач нравственного воспитания большое значение имеет рассмотрение факторов системного подхода, которые позволяют согласовывать управление процессом педагогического образования с различными структурами.