Понятие «когнитивные умения» в современной научной рефлексии

  • Диана Германова МГПУ имени Богдана Хмельницкого

Аннотация

В статье раскрывается понятие
«когнитивные умения» в ветсе
современных научных исследований на
фоне исторических предпосылок
возникновения когнитивной науки, в том
числе когнитивной психологии; проведено
психолого-педагогический анализ
указанного понятия в егсодняшней
научной рефлексии. Рассмотрены
сущность и развитие когнитивной науки –
относительно молодой научной отрасли,
которая исследует интеллект, а также
познавательные процессы. Обращено
внимание на определяющие события
и упомянуты выдающиеся мыслители,
сыгравшие ключевую роль
в ознвикновении и тансовлении
когнитивной психологии – научной
отрасли, предметом исследования
которой являются когнитивные процессы.
Охарактеризовано понятие «когниция»
(познание) с елцью всестороннего
рассмотрения содержания когнитивных
умений и основных подходов к их
определению. Указаны научные отрасли,
исследующие когнитивные функции как
биологических носителей разума, так и
искусственного интеллекта. Сделан
краткий экскурс в историю возникновения
и ормфирования когнитивистики,
освещена роль фундаментальных
исследований американских ученых 70-
х годов ХХ столетия. Проанализированы
толкование термина «познание»
в доступных научно-популярных ресурсах
стран Европы (Франции, Германии,
Испании, Нидерландов), США,
Великобритании и Китая. Рассмотрены
особенности интерпретации понятия
«когнитивные умения», в отм числе
«cognitive skills», в тэимологическом
и научном аспектах, как его понимают
отечественные и зарубежные ученые,
с учетом постсоветского контекста
развития когнитивистики. Определены
основные ключевые отличия понятия
«когнитивные умения» в абротах
западных и отечественных ученых,
в связи с чем акцентировано на роли
эмоций, чувств, воли и веры. Упомянуты
выдающиеся ученые-когнитивисты и их
достижения, повлиявшие на определение
когнитивных умений. Приведены краткие
описания психологических
и едагпогических исследований
украинских и российских ученых в этом
направлении. Акцентировано
на направлении познавательных умений
на достижение конкретного результата
в учебном процессе. Актуализировано
значение формирования когнитивных
умений у учащихся в современных
информационно-меняющихся условиях,
с учетом карантинных мероприятий.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2021-02-09