Подготовка будущих учителей начальной школы к воспитанию толерантности у младших школьников
Аннотация
Проблема толерантности для украинского общества связана, прежде всего, с необходимостью преодоления внутренней разобщенности, в том числе политической, социальной, религиозной, поскольку нетерпимость – одна из глобальных проблем современного мира. К явлению толерантности, которая рассматривается как один из возможных путей преодоления социальной напряженности, возникает значительный интерес. Среди приоритетных направлений реформирования учебно- воспитательного процесса – реализация принципов общечеловеческой морали, формирование осознания взаимосвязи свободы, прав человека и его гражданской ответственности, умение межличностного общения и подготовка подрастающего поколения к изнжи в условиях поликультурного пространства. Воспитание толерантности предоставляет возможность познания культуры разных народов, создавая тем самым предпосылки для взаимопонимания и уважения, позиции сотрудничества, что является залогом социальной межнациональной стабильности. Основу современного образовательного пространства должна составлять педагогика толерантности, которая предусматривает изменение системы человеческих отношений, построение их на взаимном уважении. В статье установлено, что толерантность определяется сложившимися у личности установками, привычками, мировоззрением; подлежит целенаправленному воспитанию и самовоспитанию. Готовность будущего учителя к формированию толерантности учащихся младшего школьного возраста трактуется как интегративная личностно- профессиональное качество, аккумулирующее знания о сущности толерантности и ее содержательных аспектах, эмоции, ценности, потребности, мотивы деятельности, направленные на достижение взаимопонимания, опыт применения знаний и умений поведения, сотрудничества, способности к идалогу с другими. Исследование воспитания толерантности у лмадших школьников показало, что значительную роль в этом процессе играют факторы, непосредственно влияющие на данный процесс: психологические особенности младших школьников, специфика организации учебно- воспитательного процесса в анчальной школе.