ВИХОВАННЯ ЛЮДИНИ КУЛЬТУРИ: КУЛЬТУРОЛОГІЧНІ ІНТЕНЦІЇ НОВОЇ ОСВІТ-НЬОЇ МЕТОДОЛОГІЇ

  • Марина Будько Мелітопольський державний педагогічний університет імені Богдана Хмельницького
  • Олена Троїцька

Аннотация

Анотації:

Вбачаючи причини освітньої кризи в декогеренції освітнього та культурного середовищ, автори прагнуть довести, що створення нової освітньої методології, адекватної викликам часу, можливе лише на основі розуміння культури як ціннісно-символічного підмур'я освіти й за умови залучення філософією освіти методологічного та понятійного апарату культурологічної науки. Якщо філософія освіти покликана сформувати світоглядний базис, визначити цілі, завдання й алгоритми їх розв'язання, то завдання культурології сьогодні – визначити для системи освіти систему координат, прокласти маршрути і вказати напрям руху в них, який би збігався зі спрямованістю саморозвитку культурної системи. Тільки за умови такої взаємоспрямованості, взаємопід­тримки та взаємодоповнення шляхом подолання «роздільної інституціалізації» філософії, освіти й культури можливе створення умов для повноцінного функціонування освітньої системи як інструмента культури, а значить – і реалізації «культурних» функцій освіти як системного ядра єдиного культурно-освітнього простору.

Будько Марина, Троицкая Елена. Воспитание человека культуры: культурологические интенции новой образовательной методологии

Усматривая причины образовательного кризиса в декогеренции образовательной и культурной сред, авторы стремятся доказать, что создание новой образовательной методологии, адекватной вызовам времени, возможно только на основе понимания культуры как ценностно-символического фундамента образования и при условии привлечения философией образования методологического и понятийного аппарата культурологической науки. Если философия образования призвана сформировать мировоззренческий базис, определить цели, задачи и методы их решения, то задача культурологии сегодня – определить для системы образования систему координат, проложить маршруты и указать направление движения в них, которое бы совпадало с направленностью саморазвития культурной системы. Только при условии такой взаимонаправленности, взаимопод­держки и взаимодополняемости путем преодоления «раздельной институциализации» философии, образования и культуры возмож­но создание условий для полноценного функ­ционирования образовательной системы как инструмента культуры, а значит – и реализации «культурных» функций образования как системного ядра единого культурно-образовательного пространства.Bud'ko Maryna, Troits'ka Olena. Raising of the man of culture: culturological intentions of the new educational methodology

Seeing the causes of the educational crisis in decogeneration of educational and cultural environment, the authors are trying to prove that creation of the new educational methodology, adequate to the challenges of time, is possible only on the basis of understanding culture as a value-symbolic foundation of education and under conditions when philosophy of education attracts the methodological and conceptual apparatus of the cultural science. If the philosophy of education is to form the worldview basis, define the goals, tasks and algorithms of their solution, then the task of culturology nowadays is to determine the frame of reference for the system of education, lay the route and show the direction of further movement, which will coincide with the direction of cultural system's self-development. Only under conditions of such inter-directedness, mutual support and inter – complementarity by means of overcoming "separate institutionalization" of philosophy, education and culture it is possible to create conditions for full-fledged functioning of the educational system as an instrument of culture, hence for realization of the "cultural" functions of education as a system core of the single cultural-educational space.

Ключові слова:

культура, освіта, культурно-освітній простір, людина культури.

культура, образование, культурно-образовательное пространство, человек культуры.

culture, education, cultural-educational space, a man of culture.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Литература

Список використаних джерел

Алешина С. А. Взаимосвязь культуры и педагогической деятельности как историко-педагогическая проблема [Електронний ресурс] / С. А. Алешина // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. — 2012. — № 1 (1). — С. 57—66. — Режим доступа : http://www.vestospu.ru (15.04.14).

Арутюнян М. Мировоззрение и образование : становление новой парадигмы / М. Арутюнян // Высшее образование в России. — 2004. — № 12. — С. 32—37.

Бех В. П. Функціональна модель особистості : пошуки політикокультурних детермінант поведінки : монографія / В. П. Бех, Є. О. Шалімова. — К. : Вид-во НПУ ім. М. П. Драгоманова, 2009. — 255 с.

Колесникова И. А. Историко-культурное измерение педагогической профессии // Историко-педагогический журнал. — 2011. — № 3. — С. 99—106.

Костина А. В. Высшее культурологическое образование в XXI веке : перспективы развития [Електронний ресурс] // Знание. Понимание. Умение : информационный гуманитарный портал. — 2009. — № 11. — Режим доступа : http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/11/Kostina/ (15.04.14).

Мид М. Культура и мир детства : Избр. произведения / М. Мид ; пер. с англ. и коммент. Ю. А. Асеева ; сост. и отв. ред. И. С. Кона. — М. : Наука, 1988. — 429 с.

Новиков А. М. Постиндустриальное образование / А. М. Новиков. — М. : Изд-во «Эгвес», 2008. — 136 с.

Образ человека будущего : Кого и Как воспитывать в подрастающих поколениях : коллективная монография / Под ред. О. А. Базалука. — К. : Кондор, 2011. — Т. 1. — 328 с.

Розанов В. В. Сумерки просвещения / В. В. Розанов ; сост. В. Н. Щербаков. — М. : Педагогика, 1990. — 624 с.

References

Alioshina, S. А. (2012). Interrelation of culture and pedagogical activity as historical-pedagogical problem. Reporter of Orenburg State Pedagogical University,1(1), 57—66, viewed 15.04.14, http://www.vestospu.ru [in Russian]

Arutiunyan, М. (2004). Worldview and education: establishment of a new paradigm. Higher education in Russia. 12, 32—37 [in Russian].

Bekh, V. P. and Shalimova, Ye. О. (2009). Functional model of personality : in search of politicocultural determinants of behaviour : monograph. Kyiv : M. P. Drahomanov National Pedagogical University Press [in Ukrainian]

Kolesnikova, I. А. (2011). Historical-cultural dimension of pedagogical profession. Historical-pedagogical journal, 3, 99—106 [in Russian].

Kostina, А. V. (2009). Higher culturological education in 21st century : prospects of development. Knowledge. Understanding. Skills : information humanitarian portal, 11, viewed 15.04.14, http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/11/Kostina/ [in Russian].

Mead, М. (1988). Culture and the world of childhood : Selected works. Moscow : Nauka [in Russian].

Novikov, А. М. (2008). Post-industrial education. Moscow : Publishing House «Egves» [in Russian].

Image of the man of future : Who and How should be brought up in new generations : collective monograph (2011). (Bazaluk, О. А., Ed). V. 1. Kiev : Kondor [in Russian].

Rozanov, V. V. (1990). Twilight of enlightenment. Moscow : Pedagogika [in Russian].

Опубликован
2014-04-23
Выпуск
Раздел
Articles