Личностно ориентированный подход к виотсапнию смысложизненных ценностей у етдей подросткового возраста
Аннотация
В статье раскрывается вопрос о применении
личностно ориентированного подхода
к воспитанию смысложизненных ценностей
у детей подросткового возраста. Доказано,
что этот подход отражает закономерности
развития и пецсифику воспитания
смысложизненных ценностей у подростков,
где главный приоритет принадлежит
реализации сущностных сил ребёнка
и рпотивостоит отношению к нему как
к ресдству, а также технократизму,
унификации и нивелированию его личности.
Личностно ориентированный подход
детерминируется ценностями, которые
обеспечивают право растущей личности на
выбор тех или иных смысложизненных
ценностей, выработки собственной
ценностной позиции и поведения. Важным
аспектом применения личностно
ориентированного подхода был отказ от
морализаторства, формализма и схематизма
в воспитании смысложизненных ценностей
у детей подросткового возраста. Применение
этого подхода к воспитанию
смысложизненных ценностей у детей через
эмоционально-положительное отношение,
уважение достоинства предполагает
заинтересованность и вовлеченность всех
субъектов воспитательного процесса.
Условиями эффективного применения
личностно ориентированного подхода были:
создание соответствующей воспитательной
среды, использование различных форм
и методов индивидуальной работы с детьми
(психолого-педагогическое сопровождение,
индивидуальные беседы, консультации,
педагогическое наблюдение, работа над
проектом, подготовка к овспитательным
мероприятиям, конкурсам), самовоспитание
и . тп. Подтверждена эффективность
использования различных видов рефлексии
(регулятивная, определяющая,
синтезирующая, созидательная),
рефлексивно-эксплицитного метода И. Беха
и субъект-субъектного взаимодействия.