КАТЕГОРИИ КОМФОРТНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ПОТОКЕ И СПОСОБЫ ИХ МОДЕЛИРОВАНИЯ
Аннотация
Пожары, взрывы и другие чрезвычайные ситуации представляют особый риск для зданий из-за особенностей их индивидуального проектирования, строительства, возведение и дальнейшей эвакуации. В случае возникновения и развития чрезвычайной ситуации в зданиях с целью их ликвидации ставится задача оптимизации выполнения спасательных работ, важнейшей частью которых является обеспечение безопасности людей.
Возможные формы защиты населения включают организацию управляемой эвакуации людей от чрезвычайных ситуаций, в том числе из зданий на необходимое время, рассчитанное на основе их проектно-планировочных решений
При движении людей в потоке выделяют следующие категории: комфортные, спокойные, активные, с высокой активностью. В данной работе предлагается способы моделирования движения потока людей увязать с уровнями комфортности движения людей в потоке и с плотностью потока.
При свободном движении, свободном без контактных препятствий, свободном с контактными препятствиями (уровни комфортности A-E) моделирование осуществляется с учетом соответственно разных минимально допустимых расстояний между людьми (представленных эллипсами, сложными объектами).
При уровне комфортности F моделирование слитного движения с силовыми действиями без деформаций тел осуществляется моделированием движения потока людей без учета минимально допустимых расстояний между ними; моделирование сплошного движения с силовыми действиями, приводящими к природной деформации тел, выполняется путем представления людей трехкомпонентной модели, каждая компонента которого может осуществлять вращение в допустимых пределах, которые определяются, исходя из антропологических данных человека; а при силовых действиях, приводящих к сдавливанию тела человека, моделирование осуществляется путем уменьшения горизонтальной проекции человека в пределах от 0 до 15%, а при наступлении асфиксии - к моделированию движения с областями запрета.
Таким образом, изменение категории движения потока людей может быть учтено в способе индивидуально поточного их движения как путем изменения пространственной формы объектов, аппроксимирующих геометрическую проекцию тела человека, так и ограничений задачи.
Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, безопасность, эвакуация, неоднородные потоки людей, способы моделирования, категории комфортности движения, плотность потока.